Сегодня в гостях у "Арт Патриот" Анна Зарецкая - поэтесса, певица, музыкант, автор-исполнитель собственных произведений. А еще она - многодетная мама.
Какого это - соблюдать творчество и материнство сегодня? Обо всем об этом и многом другим поговорим сегодня с Анной.
Анна, в каком возрасте вы поняли, что хотите заниматься творчеством?
Каким образом пришли к этому? Какие события повлияли на ваше решение?
- Я родилась в семье, где творческая мама. Педагог, учитель начальных классов и истории. Она очень любит петь, она очень артистичная, интересная. И, когда она учила свои классы, она была настоящей мамой для них и человеком, который вкладывал в детей всё самое лучшее. Именно благодаря ей, моей маме, мои первые начинания в творчестве начались в раннем детстве. Я начала рано говорить, потому что мама очень много со мной пела, танцевала, наряжала в различные костюмы. И я помню, как в детском саду, (точнее, помню скорее по фотографиям), я уже участвовала в утренниках со стихами, с песнями, в нарядах. И, так пошло-поехало, на сцене в 6 лет, в первом классе школы (а в школу я пошла рано, мне ещё и 6-ти лет не исполнилось), я исполняла песню «Во ку, во кузнице». И потом, по-тихоньку, по-маленьку, мама со мной начала заниматься ещё и поэзией. Мы делали такие импровизированные книжечки, разрезали напополам тетрадку, я разукрашивала её именно как книгу стихов и внутри мы записывали такие маленькие стишки. Самые первые мы записывали вместе с мамой. Это были стихотворения из 8-ми строчек. Самое первое моё стихотворение называлось «Кеша-ковролаз». Оно есть в моём сборнике стихов «Давай-ка обниматься!»
«По ковру бежит наш кот, словно по дорожке,
Всё сметают на ходу маленькие ножки!»
- И нарисовала своего кота Кешу. И, мама сама, наверное, не заметила, как я, при её поддержке, и её вере в меня, стала писать стихи. И даже стала публиковать их в местной газете города Рубцовск Алтайского края, где я родилась и жила до 30-ти лет и публиковала свои стихотворения. Конечно же участвовала в различной самодеятельности, опять же, благодаря маме, попала в вокальную студию, в русский народный ансамбль «Радуница», где стала солисткой буквально до 11-го класса. Я пела, мне поставили народный голос, окончила музыкальную школу по классу «Баян». И, где бы я ни была, где бы я ни училась, я была в творчестве. Я очень это любила, потому что у меня получалось, потому что люди всегда откликались на моё творчество, им очень нравилось. Я помню, как меня заметили в школе, как поэта маленького. Я нарисовала осеннюю картину, и на обратной стороне написала стихотворение. Помню, как пришла завуч, вызвала меня. Я, честно говоря, испугалась: «Зачем она пришла?» Хотя, училась я на отлично и школу закончила с медалью. Она меня вызвала, спрашивает: «Ты сама написала?»
- «Конечно», - отвечаю. И, с тех пор, в своей школе я слыла как поэт. И участвовала в нашей поэтической студии при школе, потом при институте. В поэтическом сообществе поэтов в городе Рубцовск Алтайского края «Прометей», где получила свою грамоту в стихосложении. Ну вот, таким образом, я не останавливалась и продолжаю, по сей день, не только писать стихи и издавать сборники, публиковать их, записывать видео, но и стала заниматься прозой, писать рассказы и сказки. Как детские сказки по народному календарю в народном стиле, так и психологические, терапевтические сказки, которые пропитаны нравственностью и семейностью. Именно вот эти два важных составляющих момента заложила в меня мама, поэтому и творчество, оно идёт из семьи. И творческие люди, которые вдохновлены жизнью родителей. А родители у меня много-много лет живут вместе. Они до сих пор вместе, живы и здоровы. И этим поддерживают нас, нашу семью. Они для нас образец. Поэтому, хочется в почитание их образа жизни, жить также. Стремиться не ссориться, а оставаться дружной и крепкой семьёй. И, конечно, влиять через своё творчество на семьи нашей с вами России.
Какого это - соблюдать творчество и материнство сегодня? Обо всем об этом и многом другим поговорим сегодня с Анной.
Анна, в каком возрасте вы поняли, что хотите заниматься творчеством?
Каким образом пришли к этому? Какие события повлияли на ваше решение?
- Я родилась в семье, где творческая мама. Педагог, учитель начальных классов и истории. Она очень любит петь, она очень артистичная, интересная. И, когда она учила свои классы, она была настоящей мамой для них и человеком, который вкладывал в детей всё самое лучшее. Именно благодаря ей, моей маме, мои первые начинания в творчестве начались в раннем детстве. Я начала рано говорить, потому что мама очень много со мной пела, танцевала, наряжала в различные костюмы. И я помню, как в детском саду, (точнее, помню скорее по фотографиям), я уже участвовала в утренниках со стихами, с песнями, в нарядах. И, так пошло-поехало, на сцене в 6 лет, в первом классе школы (а в школу я пошла рано, мне ещё и 6-ти лет не исполнилось), я исполняла песню «Во ку, во кузнице». И потом, по-тихоньку, по-маленьку, мама со мной начала заниматься ещё и поэзией. Мы делали такие импровизированные книжечки, разрезали напополам тетрадку, я разукрашивала её именно как книгу стихов и внутри мы записывали такие маленькие стишки. Самые первые мы записывали вместе с мамой. Это были стихотворения из 8-ми строчек. Самое первое моё стихотворение называлось «Кеша-ковролаз». Оно есть в моём сборнике стихов «Давай-ка обниматься!»
«По ковру бежит наш кот, словно по дорожке,
Всё сметают на ходу маленькие ножки!»
- И нарисовала своего кота Кешу. И, мама сама, наверное, не заметила, как я, при её поддержке, и её вере в меня, стала писать стихи. И даже стала публиковать их в местной газете города Рубцовск Алтайского края, где я родилась и жила до 30-ти лет и публиковала свои стихотворения. Конечно же участвовала в различной самодеятельности, опять же, благодаря маме, попала в вокальную студию, в русский народный ансамбль «Радуница», где стала солисткой буквально до 11-го класса. Я пела, мне поставили народный голос, окончила музыкальную школу по классу «Баян». И, где бы я ни была, где бы я ни училась, я была в творчестве. Я очень это любила, потому что у меня получалось, потому что люди всегда откликались на моё творчество, им очень нравилось. Я помню, как меня заметили в школе, как поэта маленького. Я нарисовала осеннюю картину, и на обратной стороне написала стихотворение. Помню, как пришла завуч, вызвала меня. Я, честно говоря, испугалась: «Зачем она пришла?» Хотя, училась я на отлично и школу закончила с медалью. Она меня вызвала, спрашивает: «Ты сама написала?»
- «Конечно», - отвечаю. И, с тех пор, в своей школе я слыла как поэт. И участвовала в нашей поэтической студии при школе, потом при институте. В поэтическом сообществе поэтов в городе Рубцовск Алтайского края «Прометей», где получила свою грамоту в стихосложении. Ну вот, таким образом, я не останавливалась и продолжаю, по сей день, не только писать стихи и издавать сборники, публиковать их, записывать видео, но и стала заниматься прозой, писать рассказы и сказки. Как детские сказки по народному календарю в народном стиле, так и психологические, терапевтические сказки, которые пропитаны нравственностью и семейностью. Именно вот эти два важных составляющих момента заложила в меня мама, поэтому и творчество, оно идёт из семьи. И творческие люди, которые вдохновлены жизнью родителей. А родители у меня много-много лет живут вместе. Они до сих пор вместе, живы и здоровы. И этим поддерживают нас, нашу семью. Они для нас образец. Поэтому, хочется в почитание их образа жизни, жить также. Стремиться не ссориться, а оставаться дружной и крепкой семьёй. И, конечно, влиять через своё творчество на семьи нашей с вами России.
Анна, на данный момент, у вас уже есть несколько книг со сказками. Расскажите, пожалуйста, о них. Что вас вдохновило на их создание? Будут ли ещё книги с настоящими, русскими сказками? Лично я с удовольствием «Хороводные сказки» прочитал!
- Идеей создания книги «Хороводных сказок» послужило желание рассказать своим детям и вообще детям нашей Родины, нашей Земли, о традициях наших с вами предков. Мы очень часто с семьей посещаем такие праздники народные, но зачастую детям непонятно вот это действие. А как им объяснить? Самое простое, через сказку, через слово. Ещё и в детстве рассказать через знакомые образы, через интересные какие-то волшебные происшествия. И поэтому, эти события, которые есть в нашем календаре, такие, как например: Калита, Новый год, весенние праздники, Заклички, я объяснила с помощью понятных детям образов, где участвуют сами ребятишки. С ними происходит обязательно какое-то воспитательное действие и одновременно рассказывается о традиции какой-то даты календаря. Например, сказка о русалке. Там рассказывается, почему почитались именно силы природы, почему людям в одно время можно было покупаться, а в другое нельзя. То есть, ребёнок все это видит через сказку. А это ещё и интересно. Это воспитательно. Это ещё и наша история, наши традиции. Я думаю, что проект удался. На самом деле, именно как книга сказок, это первая. Есть сборник детских стихов «Давай ка обниматься!», он вышел четыре года назад. Сейчас уже у меня набирается потихонечку сборник сказок, семейные «Ладо сказки». Именно «Ладо-сказки», то есть сказки, которые будут ладить, в которых рассказывается о том, как быть крепкой семье, как найти свою любовь, как помогать друг другу. Опять же, через понятные воспитательные образы сказки.
Анна, вы, - многодетная мама! Кроме того, вы поддерживаете и продвигаете традиционные культурные и семейные ценности. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- Многодетная мама. Многодетной мамой, изначально, я быть не мечтала в детстве. Нас с братом было двое в семье: я и брат. И, скажем, такая традиционная, сложившаяся в России за последние десятилетия тема, где двое детей, мальчик-девочка, они исполнились в нашей семье, имеется в виду, в той, которой росла я. Наверное, все-таки, сыграло роль то, что я участвовала в русском народном ансамбле. Но потом, когда мы познакомились с супругом, мы уже были бы немножечко в теме отказа от алкоголя по Жданову. Немножко Петров с его концепцией «мужчина-женщина». Мы понимали с супругом, что мы в семью идем осознанно и те дети, которые к нам придут, это будут наши дети. И тут речь не о том, что нельзя делать аборты (об этом даже думать не нужно) а в том, что семья создается ради детей. Конечно же, было не просто.
- Непростые времена были с первым ребенком, потому что я не знала, как это: быть мамой. Вот ко второму уже стало по-легче. К тому времени мы переехали в село, и третьего ребенка мы уже ждали в деревушке Алтайской, куда мы уехали осознанно. Мы переехали попробовать себя в хозяйстве, завели корову, завели курочек. Печку топили дровами, работали в местном клубе, и у нас родилась Даша. В принципе, что я почувствовала, вот есть такое выражение: « Где трое, - там и четверо». Наверное, вот так действительно случилось, мне было легко. Природа, супруг рядом всегда, поддерживает меня, и не было такого, чтобы я прямо чувствовала себя какой-то убитой, несчастной или я понимала, что вот и всё моё творчество и моя роль (отучилась я на учителя). Опять же, я педагог, и мне было просто с детьми, потому что я понимаю, как с ними обращаться. Но и дети ко мне приходили очень спокойные и добрые, как и все мои детки. И перерыв был небольшой между детьми, это полтора-два года.
- Самый большой перерыв случился между третьим и четвертым ребёнком, и, в принципе, тоже мне всё далось легко, потому что уже мне стали помогать старшие детки. Но было ощущение какой-то незавершенности процесса деторождения, формирования семьи. Хотелось стать именно семь я, чтобы нас было семеро, и вот у нас родилась в декабре пятая Василиса. Вот здесь я честно для себя почувствовала, что моё предназначение как матери я выполнила. Есть такое мнение, что нужно девять, но каждому своё, не буду зарекаться. Но сейчас чувствую, что я очень много сил времени отдаю деткам и моё творчество настолько слилось именно семейностью с детьми, потому что у нас свой семейный ансамбль, дети поют, дети дома учатся на семейном обучении, детки посещают репетиторов и спортивные секции, кружки. И моё творчество просто неотделимо от семейности. Это, в любом случае, если снять розовые очки, многодетность, - это аскеза, но не нужно забывать и про себя. Когда мы стремимся к гармонии, то понимаем, что, если мама вот только закопается в пелёнках, в посуде, в готовке пищи, то ничего хорошего не выйдет. Хотя, я всё делаю по дому сама, у меня нет домработницы, но мне помогают девчонки, мне помогает старший сын. Машинка стиральная стирает, мультиварка готовит, миксер разбивает.
- Конечно, сейчас современной многодетной мамой быть намного проще, поэтому вот этот страх о том, что ты там кого-то не прокормишь, его не было в царской России и рожали по восемь-девять детей. А сейчас он есть, потому что как раз была сформирована культура малодетных семей, не полных, так сказать. Сейчас я думаю, что люди намного проще уже к этому же относятся и, будучи многодетной мамой, я стараюсь уделять времени себе. Я не нагружаю детей. Они не сидят постоянно с младшими, но они знают, что маме нужно время, что нужно отдохнуть или сходить в парикмахерскую, или заняться творчеством.
- Очень помогает супруг, поэтому это наш образ жизни. Никому его не навязываю, не говорю, что плохо один, или плохо там девять. Каждому своё. Вот пять детей это наш вариант. Вот нам понравилось так. Не все это сразу принимали, понимали даже в родне то, что мы рожаем деток, но это наша жизнь, и кому рожать русичей как не русичам? Потому что наша страна нуждается сейчас в здоровых людях, в красивых, мудрых, умных, статных для того, чтобы в нашей стране настали лучшие времена. Всё трудно, скажем так, надо трудиться. Но одновременно, всё просто, все по росту. Всё можно преодолеть, когда ты вместе, когда понимаешь, что что-то подождёт, что-то есть первостепенней, поэтому и мир вокруг откликается и помогает. Никто на паперти не стоит, всегда есть средства и на технику, и на одежду, и на продукты. Вот даже у наших детей намного больше всего, чем у нас было в детстве, хотя нас было всего двое. И у мужа в семье тоже было двое. Я вижу только плюсы многодетности, тем более, сейчас, когда уже предпринимаются некоторые меры по поддержке. Хотя, конечно, землю, допустим, надо ждать пять лет. Нет, возможности сейчас построить свой дом, а возможности купить дом в Краснодарском крае тоже пока, потому что дорогая земля. Но я думаю, это всё со временем разрешимо.
Каково быть не просто многодетной семьёй, а многодетной творческой семьёй?
- Многодетной творческой семьей быть здорово! Такое ощущение, что мы попали в тренд нашего времени и мы одновременно уникальны. Есть много творческих семей, но, на самом деле, я с ними редко сейчас встречаюсь. Потому что это пока течение, вот оно началось. Да, хотя такие семьи есть, это наша фишка, это наш бренд (современными словами если говорить), это все равно редкость. То есть, зачастую кто-то один из семьи выделяется, когда вся семья каждый друг друга поддерживает, и, по сути, вы единый коллектив, это уже есть трудовая деятельность, которая где-то даже приносит доход. Я не скажу, что деньгами, например, нас приглашают выступить и платят нам за бензин, помогают нам, или ещё каким-то образом что-то, поэтому это здорово. Дети это видят. Мы необычная семья своего района, своего края, поэтому, на нас обращают внимание, нам стараются помочь.
- По сути, везде открыты двери, поэтому я только этому радуюсь, это очень хорошо. Этому надо уделять время, конечно же, постоянно поддерживать эту атмосферу в семье, это ежедневный труд. Ну, как любой труд, как чистить зубы, точно так же вот тянуть эту линию. Это вот если бы у каждой семьи была своя какая-то традиция, это очень объединяло. То есть, как раньше, были трудовые династии. Да, сейчас у нас каждый сам себе выбирает, но если такое есть, это здорово. Например, говорят: « О, это там род тех-то, они чем-то занимаются, а это род Зарецких, они там музыканты, певцы. Это замечательно, когда объединяет какое-то дело целый род, целую семью, как в фильме «Весна на заречной улице». На «Заречной», вот мы Зарецкие. Это звучит гордо. Вот наша фамилия звучит гордо. Это наша семья. Это наш творческий, коллектив. Это наш ансамбль, где мы вместе.
У вас, насколько мы знаем, есть уникальный семейный проект в культуре! Кроме того, настолько масштабного проекта, как у вас, на данный момент, в России нет. Расскажите, пожалуйста, подробно об этом. Как вы его создавали? Как он называется? Как пришли к этому? Тяжело ли это? Много ли единомышленников, поддерживающих вас и ваш проект?
- Наш семейный творческий проект, который поддерживают и супруг, и дети. Дети зачастую становятся соавторами, это проект наших сказок, «Хороводные сказки». Сборник издало издательство «Родович», но средства собирались изначально на краудфандинговой платформе. И те книги, которые были поддержаны, они были розданы своим благотворителям. Да, книгу «Хороводные сказки» и сейчас можно приобрести на Озоне, на Вайлдберрис. Мы продолжаем это направление. Хочется, чтобы наши сказки, (а они уже ставятся на сцене, как на небольших таких в библиотеках местных, артисты маленькие играют эти сказки) продолжались именно в наших русских традициях, потому что наши русские народные сказки переделаны, домыслены, или искажены. А как народные сказки делались? Да так и делались, кто-то их сочинял, а потом они из уст в уста передавались. Вот поэтому я немножко уже касалась, есть желание издания таких же народных сказочек. Маленьких детских, семейных сказок, сказок матери- Земли, опять же, о каких-то делах людей на Земле. Которые касаются и профессий, и работы с землёй, и с фермерством. То есть, сказка, как сказ, как слово, оно должно иметь главной целью: сформировать у ребенка правильный образ жизни, отношение к земле, к стране, к семье и понимание своего дела, своего предназначения. Когда ребенок может сравнить, может понять, а кем он будет, а чем ему заниматься, ежели в семье нету какой-то династии. Я в любом случае за то, чтобы каждый выбрал дело себе по душе, навязывать ничего нельзя.
- Наш семейный творческий проект, который поддерживают и супруг, и дети. Дети зачастую становятся соавторами, это проект наших сказок, «Хороводные сказки». Сборник издало издательство «Родович», но средства собирались изначально на краудфандинговой платформе. И те книги, которые были поддержаны, они были розданы своим благотворителям. Да, книгу «Хороводные сказки» и сейчас можно приобрести на Озоне, на Вайлдберрис. Мы продолжаем это направление. Хочется, чтобы наши сказки, (а они уже ставятся на сцене, как на небольших таких в библиотеках местных, артисты маленькие играют эти сказки) продолжались именно в наших русских традициях, потому что наши русские народные сказки переделаны, домыслены, или искажены. А как народные сказки делались? Да так и делались, кто-то их сочинял, а потом они из уст в уста передавались. Вот поэтому я немножко уже касалась, есть желание издания таких же народных сказочек. Маленьких детских, семейных сказок, сказок матери- Земли, опять же, о каких-то делах людей на Земле. Которые касаются и профессий, и работы с землёй, и с фермерством. То есть, сказка, как сказ, как слово, оно должно иметь главной целью: сформировать у ребенка правильный образ жизни, отношение к земле, к стране, к семье и понимание своего дела, своего предназначения. Когда ребенок может сравнить, может понять, а кем он будет, а чем ему заниматься, ежели в семье нету какой-то династии. Я в любом случае за то, чтобы каждый выбрал дело себе по душе, навязывать ничего нельзя.
- Сейчас у нас организуется такой же семейный подряд: мама пишет сказки, (то есть я), папа у нас всё это везде распространяет, показывает, ищет издателей. Девчонки у меня кроме того, что поют, они ещё и художницы. Они рисуют, и, возможно, будут рисовать иллюстрации к нашим сказкам в будущем. А сын вот занимается уже звукорежиссурой, помогает по-тихонечку создавать аранжировки и записывать наши песни. Потому что наша семья, - это ещё и семейный ансамбль «Бряцалы». Это название к нам пришло после передачи «Поле чудес». Слово мы угадали такое. Оказывается, народный инструмент русский такой был «Бряцалы». И вот папа нас назвал «Бряцалами» и мы поём песни, мы записываем альбом. У нас есть альбом «Дети мира» и это для нас всё творчество: то есть, и книги, и стихи, и песни. Да, я больше как творческий двигатель процесса, ну, всегда то кто-то в семье.
- Искорка, наверное, это я, тяжелая артиллерия, - это наш папа, а дети, - это поддержка и участники нашего направления, наш продукт. Потому что, когда выходит мама петь и дети, конечно, умиляются все. В скором времени, первого июня, мы даже будем выступать на сцене Кремля со своей песней «Дети мира», которая победила, точнее, прошла региональный этап «Шаинский фест». Песня была выбрана жюри в номинации «Детская песня». Надеюсь, что мы её исполним, что всё получится, и возможно, какие-то наши творческие ступеньки дальше нас куда-то поведут по дорожке нашего творчества. Очень хочется, чтобы это все исполнилось, ну и представляется себе, что все это творчество оно обязательно даст не только аплодисменты, ну и какие-то материальное возможности больше. Потому что, всё-таки, хочется построить свой дом.
- Пока мы вынуждены снимать дом, опять же, в Краснодарском крае, потому что очень большие цены. Но мы не отчаиваемся, мы к этому постепенно идем. И видится свой большой красивый дом, такой сруб, в котором будут полки с нашими книжками, в котором будет русская печка, будем приглашать людей на вечорки, проводить хороводы, очень это любим. И обязательно будут приезжать уже с семьями мои дети к нам, быть с нами рядышком. У нас будет такое поместье. Наверное, это будет самым замечательной целью и заключением, скажем так, построением семейного счастья в своей жизни. Хотя жизнь, - это бесконечный процесс. Она кончается и начинается дальше. Это внуки, правнуки. Может быть, я витаю в облаках, но я вижу, только в этом возможно, исцеление нашей Земли и её новое дыхание только в семьях. Только в семьях, у которых есть своё дело, у которых есть чёткая позиция ценностей, уважение, любовь между мужем и женой и уважение к каждому ребёнку.
Материал подготовил: Илья Буслаев