События

ВЫСТАВКА О МОСКВИЧКАХ

В Музее Москвы открылась выставка о москвичках 1920–1930-х годов

Революционерка, ткачиха, метростроевка, жена инженера, художница — после революции у женщин появилось множество социальных ролей. Воплощались феминистские мечты о равноправии, строительстве нового общества, менялись быт и мода.

В основном здании Музея Москвы возле метро «Парк культуры» открылась гигантская выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х». Более 2 тысяч работ — это живопись, графика, плакаты, фотографии, скульптура, керамика и ткани, ткани, ткани… Вполне понятно: в истории мира образ женщины ассоциируется с рукоделием и ткачеством.

Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» — главный проект Музея Москвы в 2024 году. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века.

Кураторы выставки — искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян отобрали для экспозиции около 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия. А архитектор выставки Анна Румянцева создала в Красном зале Музея Москвы настоящий город в миниатюре — с его площадями и проспектами, по которым можно неспешно прогуливаться, или же свернуть с них и оказаться в небольших комнатах — «жилищах» отдельных художниц.

Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах экспозиции, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.

Еще один центральный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая существенное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках. Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.

В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им на экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.

Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» основана на обширном искусствоведческом исследовании и продолжает серию проектов Музея Москвы, посвященных художественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» и «Дом моделей. Индустрия образов».



У «Москвички» хронологическая структура, девять разделов, в центре каждого — образ столичной жительницы, показанный в двух ракурсах. Первый, максимально широкий — портрет на фоне истории, социальных перемен, тут даны как раз типажи. Они представлены исключительно через изобразительное искусство: графику, живопись, скульптуру. Здесь, конечно, женские портреты, жанровые сцены, пейзажи Москвы, созданные самыми значительными художниками эпохи — от Казимира Малевича и Александра Тышлера до Александра Дейнеки и Павла Корина, список имен занял бы не одну страницу. Их дополняют плакаты, листовки, книжная и журнальная графика 1920–1930-х годов. За этот ракурс отвечает Надежда Плунгян. Второй ракурс — более камерный, посвящен конкретным героиням. «Он раскрывает творческие методы и подходы конкретных женщин, — рассказывает Ксения Гусева. — Это в своем роде портреты художниц, которые отражают их профессиональный путь и личную биографию, и здесь собран весь спектр экспонатов: и предметы быта, и личные вещи, фотографии, письма — все, что дает представление о художнице как о человеке, как об одной из горожанок».


Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» основана на обширном искусствоведческом исследовании и продолжает серию проектов Музея Москвы, посвященных художественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» и «Дом моделей. Индустрия образов».


Выставка участвует в программе «Пушкинская карта»


Выставка участвует в программе «Пушкинская карта»

Музей Москвы «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»
До 25 августа
По материалам: mosmuseum.ru; ria.ru/culture; theartnewspaper.ru; media/press-pokaz-vystavki-moskvicka;
Фото: yandex.ru; mosmuseum.ru
2024-04-26 13:40 События главная страница