События

СУДЬБА И РОЛИ

Любимый разведчик, благородный человек: судьба и яркие роли Юрия Соломина

Бессменному худруку Малого театра режиссеру Юрию Соломину 18 июня исполнилось бы 90 лет.
Один из ведущих театральных актеров и режиссеров страны, в кино он создал образ смелого и волевого человека с четкими, точными принципами — и не изменял этому амплуа и в жизни. О самых ярких ролях Юрия Соломина — в материале к 90-летию со дня его рождения.

Малый театр — навсегда
Еще в родной Чите он увидел документальный фильм, посвященный 125-летию Малого театра и заболел именно этой сценой.
Все было предопределено — поступил в Щепкинское театральное училище, получил диплом и оказался в заветной труппе, где корифеи приняли его очень тепло. Одна из главных наставниц Соломина — легендарная Вера Пашенная. Она и порекомендовала его в кино.

А на Хлестакова в исполнении Соломина ходила вся театральная Москва — играл он ярко, весело, азартно. Позднее вместе с Евгением Весником сам поставил "Ревизора", где предстал уже в образе Луки Лукича.
Другая важная и одна из его любимых работ — царь Федор Иоаннович в одноименной трагедии Алексея Толстого. Кстати, именно стараниями Юрия Мефодьевича, возглавившего в 1988-м Малый театр, вся историческая трилогия, включая "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Борис", идет на сцене и ее можно посмотреть целиком. Уникальный для русской драматической школы эксперимент. Царь Федор Соломина в спектакле Бориса Равенских был фигурой трагической, многогранной, неоднозначной.

Амплуа хорошего героя
В кино публика полюбила его после "Адъютанта его превосходительства".
Образ несгибаемого разведчика, благородного человека "из прежних" — вот киноамплуа Юрия Мефодьевича, которое продолжится, например, в "ТАСС уполномочен заявить" и, конечно же, ярчайше проявится в оскароносном "Дерсу Узала" Акиры Куросавы, в Арсеньеве. Неудивительно, что Сергей Урсуляк роль отца Максима Исаева, самого знаменитого киноразведчика всех времен и народов, предложил Соломину — два поколения киношных бойцов невидимого фронта встретились на экране, и это стало своеобразным оммажем фильмам, снискавшим Соломину массовую зрительскую любовь.
Но сам он из своих киноролей выделял обаятельных отрицательных персонажей — Штаубе в "И был вечер, и было утро" и Геттеля в "Сильных духом". Там Соломин мог выйти из амплуа "хорошего героя" и ему было что играть.
Нельзя не упомянуть трактирщика Эмиля в "Обыкновенном чуде" Марка Захарова, где они с Екатериной Васильевой (Эмилия) составили необычайно яркую экранную пару.

Мудрый реформатор
Да и в театре Юрий Мефодьевич продолжал экспериментировать — не отходил от классических решений, но постоянно вносил в репертуар разнообразие. Вернул на сцену булгаковского "Мольера", где исполнил главную роль, в "Горе от ума" до последних дней выходил в образе Фамусова.

Он всей душой ратовал за актуализацию русской театральной классики, но не примитивными средствами скандальных режиссерских решений, а глубиной проработки персонажей. Многие пытались критиковать его за консерватизм, но истинные ценители понимали: он очень глубокий и мудрый реформатор. Ему были чужды элементарные, инстинктивные режиссерские ходы, для него была важна сценическая, художественная правда.

Именно это и стало кредо Малого театра при Соломине. И сегодня он значится художественным руководителем знаменитой сцены, хотя Юрия Мефодьевича нет с нами уже полтора года. Творческие принципы, заложенные мастером, собранная им труппа исповедует по сей день, поставленные им спектакли остаются в репертуаре. И это в очередной раз подтверждает тезис о бессмертии истинного искусства и вечности настоящего таланта.

По материалам: ria.ru
Фото: yandex.ru

ГЕРОИ СТРАНЫ
ЮРИЙ СОЛОМИН (18.06.1935 Чита - 11. 01.1924 Москва)
warheroes.ru
События главная страница