Дом Пушкина на Арбате открыт после реставрации – первой за 40 лет
6 июня, к дню рождения Александра Пушкина, после реставрации открыла свои двери для посетителей «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате». В Москве это единственный музеефицированный мемориал поэта, где он жил три месяца 1831 года после венчания с Натальей Гончаровой. Здесь прошли первые месяцы счастливой семейной жизни Пушкиных.
После реставрации особняка и реконструкции его территории создана и новая экспозиция музея, которая размещается на трех уровнях: цокольном, первом и втором этажах дома с 20 залами.
«40 лет дом жил без реставрации. Сейчас был заменен паркет, модернизированы сети отопления, электричества, музейной охраны, пожарной системы. Если ранее в экспозиции было 900 экспонатов, то сейчас их 1340, как мне доложил главный хранитель. Все экспонаты потребовали реставрации, осмысления и изучения», – отметил директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.
На первом этаже музея появилась современная зона для приема посетителей. Это единое входное пространство в два музея: «Мемориальную квартиру А.С. Пушкина» и «Мемориальную квартиру Андрея Белого». Первый этаж знакомит посетителей с периодом жизни Пушкина, хронологически связанным с его пребыванием в арбатской квартире, временем, полным тревог и наивысшего счастья – обретением семьи и дома. Второй этаж – мемориальное пространство.
Впервые в постоянную экспозицию вошли серьги, принадлежащие Наталье Пушкиной. Это безусловная «жемчужина» в числе хранящихся в музее меморий, связанная с семьей А.С. Пушкина. История передачи серег в музей довольно любопытна. По словам директора музея, драгоценность всегда хранилась в семье. Наталья Николаевна передала их своей родственнице, прабабушке княгине Екатерине Мещерской. В 80-е годы Мещерская передала Раисе Горбачевой, а от той они попали в музей.
Также музею удалось найти у трех коллекционеров гарнитур, состоящий из 21 стула, для бального зала. Максимально деликатно решено пространство спальни. В письме к жене от 18 мая 1834 года Пушкин замечал: «Никто не должен знать, что может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни». В эту комнату нельзя войти, взгляду открыта лишь незначительная ее часть: за ширмой угадывается кровать карельской березы, у окна – туалетный столик, стулья, икона…